Почему кошки не воспринимают человека как хозяина, помогали ли собаки охотиться на мамонта и откуда у выведенных пород так много проблем со здоровьем, - рассказал Борис Жуков — биолог, известный популяризатор науки, автор книги «Введение в поведение», вошедшей в лонг-лист премии «Просветитель»…
— В книге вы пишете: «Сведения о повадках животных, излагаемые средневековыми бестиариями, вообще поражают своей фантастичностью. Из них можно узнать, например, что кошки в жару лижут жаб или змей и тем утоляют жажду, но при этом сами становятся ядовитыми». Какие еще мифы, связанные с домашними питомцами, существовали в Средние века?
— О кошках вообще чего только не рассказывалось! Издавна были поверья о том, что, если кошка перебежала дорогу, вас ждут несчастья, а еще о том, что у кошек девять жизней. Сейчас-то эти «знания» живут только на уровне пословиц. И хозяева кошек уж наверняка знают, что у них только одна жизнь, причем довольно короткая.
— Кстати, распространено мнение, что год для кошки — это как пять лет для человека…
— Тут дело в том, что у человека невероятно длинное детство. Ни у кого такого нет, кроме, может быть, ближайших родичей — бонобо. Кошка живет 15 лет, при этом кошка, которой еще и года нет, уже может заводить котят. То есть детство у кошек занимает от всей жизни где-то двадцать пятую часть. А человек до 13 лет — дитя, и детство у него занимает шестую часть жизни. Еще важно, что у кошек нет пострепродуктивного возраста. Старая кошка все равно может рожать. Климакса нет. Это вообще особое приобретение человека, которое нашли только у китов-гринд.
В общем, нельзя проецировать человеческую продолжительность жизни на кошачью, потому что разные этапы разное время длятся у человека и кошки.
— Но вернемся к средневековым мифам…
— В средневековых мифах к кошке очень подозрительно относились: она считалась неправильной. Кошка — обязательный атрибут ведьм, дьяволов, колдунов… В кого у Гоголя превратилась ведьма из «Майской ночи»? Конечно, в кошку!
С собаками в Средневековье было все сложнее — в текстах того времени о них писалось преимущественно в позитивном ключе. А название известного ордена доминиканцев впоследствии было переосмыслено ими самим как Domini canes — «Псы господни», и даже на гербе ордена изображалась собака с факелом в пасти.
— Почему даже домашние собаки и кошки охотятся? Откуда кошки знают, что нужно делать с мышами? Когда вообще инстинкт становится инстинктом?
— Это замечательные вопросы, на которые современная наука может ответить только в общих чертах. Потому что расстояние от генов до целостных форм поведения — огромное. Мы пока не знаем, как это организовано физиологически. Как гены определяют цвет глаз или пол, мы знаем. Мы знаем, почему у домашних собак высокий лоб, повислые уши, хвост, загибающийся в сторону спины, пегая окраска...
— И почему?
— Это побочные следствия отбора на дружелюбие к человеку. Вот в 1960-е годы новосибирские генетики под руководством академика Д.К. Беляева попытались вывести ручную лису — «лису совхозную». В итоге у них из чернобурых лис получились симпатичные дворняжки — с загнутым хвостом и пегой окраски. (Последнее, увы, делало бессмысленным их разведение как пушных зверей.) Работа замечательная — она даже попала в последнюю книжку Докинза.
Сегодня связь между поведенческими и морфологическими признаками для данного случая более или менее выяснена. Оказалось, все упирается в нервный гребень — эмбриональную структуру, которая у зародыша находится рядом с будущей нервной системой и сильно влияет на ее развитие, но сама развивается в другие ткани, в частности в ряд хрящевых образований, в клетки, обеспечивающие окраску (меланоциты) и т.д. Так вот, отбор дружелюбных лис оказывается отбором мутаций, замедляющих деление и миграцию клеток нервного гребня. Что в итоге сказывается и на окраске, и на форме ушей и хвоста, и на поведении.
Возвращаясь к вашему вопросу о том, откуда же берутся инстинкты, можно сказать: оттуда же, откуда и морфологические признаки. Из случайных мутаций и отбора.
— В советское время проводились эксперименты по скрещиванию волков и собак…
— Такие гибриды существуют и сейчас. Но я, честно говоря, не совсем понимаю смысл этих экспериментов. Разве что таким путем хотели вывести суперсобаку, ведь волк даже в драке со сворой собак может…
— Всех порвать?
— Не потерпев при этом особого ущерба! Причем тут все будет зависеть, как волк собак будет воспринимать. Если волка окружили охотничьи собаки, он их всех за минуту положит. А вот если волк приходит в деревню с романтическими намерениями, он с местными кобелями дерется как рыцарь и не пускает в ход смертельные приемы.
В общем, получить гибридов волков и собак довольно просто, причем они часто возникают даже в природе. Там, где популяция волков сильно изрежена, некоторые волки не могут найти пару в округе и начинают интересоваться собаками.
— Сейчас одомашнивание собак — тема номер один в зарубежных странах. Постоянно появляются исследования о том, когда и кем они были одомашнены. А порой появляются забавные исследования, например о том, что в древности люди ходили охотиться на мамонтов вместе с собаками!
— Реконструкции того, что не оставляет окаменелостей и других материальных следов, в частности форм поведения древних животных или людей, обычно весьма сомнительны. Достаточно сказать, что среди ученых ведутся споры о том, а была ли вообще охота на мамонтов. Да, люди ходили за стадами мамонтов. Да, они подбирали павших или оказавшихся в беспомощном положении животных, отбившихся от стада детенышей. Правда, если судить по нынешним слонам, у которых матери охраняют даже погибших малышей, мамонтята оказывались без охраны крайне редко.
Современные пигмеи, конечно, охотятся на слонов, но только при крайней необходимости, так как эта охота длительна, тяжела и очень опасна для самих охотников. К тому же они проходят в лесу, где можно укрыться за деревьями. А мамонты жили в мамонтовой степи! Убежать от раненого мамонта в степи… Покажите мне таких людей, которые способны это сделать!
— А версия, что наши предки загоняли мамонтов в ловушки?..
— Опять же — попробуй мамонта загони! Мамонт ни от кого не убегает — он знает, что сильнее его зверя нет. Это его бояться надо. То есть сама охота на мамонтов — вопрос очень спорный. При этом по крайней мере кроманьонцы мамонтами очень интересовались. Этот зверь играл огромную роль в их жизни! Но сказать, что они на него регулярно охотились — с собаками или без, — нельзя.
— А какую помощь собака вообще могла оказывать древнему человеку?
— Она оказывала помощь, во-первых, в том, что человек — существо дневное. Поэтому собаки — это прекрасные ночные сторожа, которые в любой темноте увидят или почуют хищника. И сразу же поднимут тревогу, а там и люди сбегутся. Во-вторых, собаки — отличные загонные охотники, способные к тонкому коллективному взаимодействию...
Возможно, именно у собак или волков люди и научились технологии загонной охоты.
С другой стороны, во времена одомашнивания собаки человек уже изобрел лук и другие орудия. Команда из собак с их умением загонщиков и людей с их оружием могла загнать почти кого угодно — ну, если не мамонтов, то уж точно любых крупных копытных.
— Если цель одомашнивания собак понятна, то какова цель одомашнивания кошек?
— Кошка была одомашнена там, где стали создавать запасы провизии, что породило необходимость бороться с грызунами. Обычно, когда речь заходит об одомашнивании кошек, мы вспоминаем Древний Египет. Но там кошки были такие же «домашними», как, скажем, современные голуби. В Египте кошки жили при храмах, где содержались огромные запасы зерна.
Кошку по-настоящему начали одомашнивать только в Осевое время — на рубеже до нашей эры и нашей эры. Кошку стали активно держать прямо в домах, и в этой роли она долго соперничала с куньими, с хорьками-фуро например, которые тоже отлично охотились на грызунов. Но у куньих есть один существенный минус — железы, выделяющие сильно пахнущий секрет.
Кошки, конечно, тоже не лишены специфического запаха, но все-таки раздраженная кошка не обдаст хозяина вонючей струей.
Это, вероятно, и предопределило победу кошек в этом соревновании.
— Почему кошки даже после одомашнивания остаются независимыми и свободолюбивыми?
— Кошки, в отличие от собак и вообще почти любых других домашних животных, — это не стайные существа, которые повинуются лидеру. Кошки, конечно, не совсем уж одиночные существа: у них есть свои сообщества с интересными отношениями внутри них. Но, заметьте, сообщества, а не стаи. Поэтому у кошек нет лидеров, координаторов и предводителей. И нет, соответственно, такой формы поведения, как повиновение. Кто человек такой, чтобы его слушаться? В мире кошек таких существ нет!
Кстати, вы никогда не видели собаку, у которой в нежном возрасте не появилось хозяина?
— Ага, видела в деревне.
— Это совсем другое животное. С другим поведением. Это уравновешенная собака, которая сама себе хозяйка. Она может проводить время с людьми и даже иметь с ними какие-то отношения. Но человек для таких собак не божество. Человек для них только партнер, который в некоторых вещах разбирается лучше их. Но не более того.
— А если собаке или кошке приходится пережить смену хозяев?
— Тут по-разному. Бывает, что питомец сильно тоскует. Он может даже отказываться есть. А есть животные, которые спокойно переносят смену хозяина. Особенно это касается кошек. Кошке часто все равно, кто из людей с ней находится, главное, чтобы в одиночестве не оставляли.
— И последний вопрос: почему у выведенных пород много проблем со здоровьем?
— Каждая устойчивая форма представляет собой адаптивный компромисс — результат действия факторов отбора, направленных в самые разные стороны. Ну, например: будешь слишком толстым — не убежишь от хищников и тебя съедят. А будешь слишком худым — зимой или в засуху погибнешь от голода.
Человек выводит породы под свои нужды. Он отбирает немногие признаки, совершенно не заботясь о прочих. Например, да, выведенная собака не сможет быстро бегать, но куда ей бегать и зачем, если она предназначена для содержания в доме? В общем, все, кроме желанных признаков, разваливается. Ну, скажем, при селекции служебных и охотничьих пород за поведенческими признаками еще как-то следят: собаки этих пород проходят обязательный минимум дрессировки, кто не прошел, исключается из разведения. А такие «невидимые» признаки, как слабый иммунитет или повышенный риск дефектов развития, оказываются вне поле зрения селекционеров.
Если генетические нарушения не так тяжелы, чтобы животное не дожило до зрелости, значит, оно идет в разведение и будет передавать свои гены потомкам.
В общем, тут речь идет об «эффекте бутылочного горлышка». То есть у вида огромное генетическое разнообразие, а когда из него выводят что-то конкретное, разнообразие очень резко сокращается. И поскольку для большинства признаков (кроме тех, по которым ведется отбор) то, какие именно варианты генов проскочат в это «горлышко», — дело случая, почти наверняка найдутся гены, представленные только худшими вариантами.
Свежие комментарии